среда, 14 мая 2014 г.

Моя Сибириада. Поэма. С. Гончаренко


***

Вот путевой дневник передо мной,

Поездки непутёвые заметки.

Сердечной болью, бредом и тоской

(Что в жизни так не редки)

Все строчки, все до запятой,

До дрожи чуть заметной,

Напоены… и всё же, затаённо,

Любовью…


Двоякий путь непродолжительной поездки,

Туда – обратно, как нисхожденье в бездну

И восхожденье в небо.

                                      Повод веский

Был: ведь я болела. Вдруг безвозмездно

Мне операция свалилась, как повестка,

Сопротивляться было бесполезно.

А впрочем, не сопротивлялась резко,

Как я к тому имею склонность,

Но приняла как данность, как урок.

Сама себе дала зарок:

По возвращенье неуклонно

Всё описать хоть парой строк.

Но парой строк не обошлось,

И впечатлений много набралось,

И так для памяти – пунктиром –

Оставить вёрсты-столбушки

Хотелось.

         Писанья будут ориентиром

И для сына, чтобы не забыл

                         Сибирь-старушку.



1. ПОСВЯЩЕНИЕ



Сибириада дальняя моя,

Испепелённая пожарами земля,

Высоковольтная моя Россия,

Могучая и вольная стихия,

Кусочек лакомый для мира.

Всё о тебе – печаль моя и лира…



2. НАБЛЮДЕНИЯ



Уныния и запустения

Сибирская природа

И знать не знала до того,

Как человек в её владения

Вошёл бессовестным Нимродом

И начал бушевать сильней всего.

И Север, и Восток –

Всё перед ним склонилось,

И тундра, и тайга, и горных рек поток

Пошли под молоток.

Но отчего такая к ним немилость?



3. РАЗМЫШЛЕНИЯ



Все недра перерыл

И горы передвинул

Надменный человек,

Бессовестный вандал.

Сокровища тайги, считай,

Уже наполовину

Повывезли в Китай –

Вагонов катит вал.

А грязи-то развёл!

Куда ни шаг – там свалка.

За что тайге

         последствия развала,

Гниения мозгов,

                  смятения умов?



А что имеем на поверку?

Вот, дикая гармония померкла,

И потускнели горы, и леса,

Умолкли птичьи голоса,

Не слышно стало гомона лесного,

Тайга ещё не ведала такого.

Сибирский край уныл

И захолустьем стал,

А человечий пыл

Пустил его под сталь.



Родимую природу под пилу…

Какому нерадивому уму

Пришла идея эта?

Нет ответа…

И не известно, почему

Совсем нет дела никому…



4. ТОЧКИ НА КАРТЕ



Точку опоры землицы сибирской

Мы величаем Новосибирском.

На перекрестье дорог и путей

Город над Обью в Сибири моей.



Следом встречает нас витязь-гигант,

Город промышленный, град-бриллиант.

То Красноярск, весь прямой, как проспект,

Лучшего в этих краях просто нет.



Дальше свернули на юго-восток,

Влажный повеял уже ветерок.

То Прибайкалья причудливый край,

Нрава сурового, это не рай.



Здесь нам удача ещё улыбнётся,

Тучи рассеются, выглянет солнце!

Славный Иркутск над красой-Ангарой,

Сложно застроенный город другой.



Точки на карте Сибири всё ближе.

Вот и последние пункты я вижу.

Это Бурятии степи везде,

Катится поезд к Улан-Уде.



Пунктом конечным сибирских дорог

Стал декабристов печальный острог.

Вот и приеду я вскоре домой,

Встречусь с моей драгоценной Читой.



5. СОСНА



Чем дальше на восток,

Тем больше сосен

Встречаем мы в лесах и у дороги.

Струится хвойный сок,

Бодрит. Мой дух уносит

В таёжные священные чертоги.



Сосна, чем старше,

Тем всё краше,

Стройнее, и стремится в небо

Раскидистая крона королевы.

И потому красавицу-сосну

Я пальмою сибирскою зову.



6. СКВОЗЬ ТАЙГУ



Тайга встаёт стеной,

Обхватывая скалы,

Уступами стремясь

Подняться в небеса.

Дороги узкой полоса

Сквозь горы…

         Ветер-князь

Обрушивает шквалы

И накрывает пеленой…



7. МАГИСТРАЛЬ



Могучие синие тучи,

Как горы, но только летучи,

Вздымаются в небо,

За ними и мне бы…

И птицей стремится

Состав вереницей,

Грохочет колёсами,

Далями, вёрстами,

Рельсами, шпалами,

Станций немало нам,

Солнечных, ветряных,

Вдаль километрами,

Тучами, ливнями,

Может, счастливыми,

Может, несчастными,

Может, опасными…

Этой стране «повезло»

Быть прекрасною…



8. ВСТРЕЧАЮ БАЙКАЛ



Байкала стеклянное блюдо

Лазурь высоты отражает,

На скалах вокруг снег не тает,

Могучее древнее чудо.



Гигантские чудища, скалы,

Спускаются вниз – к водопою,

Искристой умыться водою,

Смывают былые оскалы…



9. ПРОВОЖАЮ БАЙКАЛ



Перины облаков

Лежат на горных пиках,

Со склонов вниз спускается

Вуаль снегов,

И здесь полнее открывается

Вся ширь и высь,

Вся в золотистых бликах

Гладь и даль

Бескрайних берегов…



10. ПОДЪЕЗЖАЮ К ЧИТЕ



А там, в изумрудных лугах,

Горят огнецветы-жарки!

И как бесконечно легки

Все ветры в огромных степях.



Там сопки голубые

В тумане раннем утра,

И Зорька-Заряница

Привет с востока шлёт.

Привет тебе, мой город!

Наряд из перламутра

Тебе восход подарит,

Как сызнова пошьёт.



27.05.-09.06.2013г., Чита – Новосибирск, Новосибирск – Чита,


дописала 05.02. – 14.05.2014г., Краснодар


Фотография из личного архива: Прибайкалье из поезда.


Реквием по неотстрелянной пуле. Поэма. С. Гончаренко

Комментариев нет: