пятница, 24 мая 2013 г.

Посвящается Бродскому. Стихи Светланы Гончаренко


Сегодня Иосифу Бродскому было бы 73 года. В научной библиотеке имени Пушкина в Чите сегодня будет литературный вечер, посвященный памяти поэта. Литклуб приглашен выступать на этом вечере. Мы будем читать стихи Бродского и свои посвящения. То, что мне хотелось бы сказать в этот важный для мировой поэзии день, я излагаю здесь, на странице своего электронного дневника. 

Поняла и приняла поэзию Иосифа Бродского я совсем недавно, всего несколько лет назад. Пережив испытания судьбы и уже  полностью отдавая отчет в своих действиях и помыслах, я стремительно стала поглощать все те крупицы света, которые оставили нам титаны философской мысли. Вот тогда-то в мой внутренний мир вошел Бродский и остался там навсегда. Не могу сказать, что мне нравится и помнится абсолютно все у него, но все же мне всегда приятно к нему обращаться как к лучшему другу-поэту.

Завтра Бродский родится на небе, и будут его поминать
Хоть и всуе, но все же с какой-то особой любовью.
Он, как памятник каждому, только ведь проще не знать,
То, что он умирал, а стихи-то написаны кровью…


Поэзия Бродского вошла в мою жизнь стремительно и решительно все на какое-то время подчинила своей необузданной силе. Чем же он так взял мое сердце в полон? Оказалось все просто. Если мы говорим о свободе творчества, нам невольно вспоминается именно он. Бродский. Ведь его поэзия свободна априори. Он абсолютно не связан ни ритмическими изысками, ни мелодикой, ни даже рифмой. При этом мы ни на мгновение не сомневаемся – это стихи. Их внутренняя стихийность коренным образом отличается от стихийности, как его современников, так и тех, кто жил и творил позднее. Это стихия некоего порядка. Она подчинена тому закону, который создал сам поэт силой своей титанической мысли. И если мы говорим о стихийности поэзии Вознесенского, то мы говорим, прежде всего, о стихийности обморока и внезапного пробуждения. У Бродского – это торнадо, которое не просто разрушает все на своем пути, а преобразовывает, перестраивает мир в подобие тому идеалу, который был лекалом, положенным автором на пути этого торнадо. И после него остается не разорение, а сказка или даже рай.

Стихи ополоумели,
Сбежали из больницы,
Неслись ватагой школьников
По скверам и дворам,

Трамвайчиками шумными
Влетали на страницы
От станции «Сокольники»,
До станции «Сезам».

Только испытав свою горечь и боль, я смогла осознать, через какой внешний и внутренний ад пришлось пройти поэту Бродскому. Мне было легче, у меня были и есть ангелы-хранители. У него ангелов не было. Он сам был подобен ангелу, только без крыльев. Титану крылья для полета не нужны. Он и без них способен преодолевать силу земного притяжения. Таким титаном был и остается – на все века поэт Иосиф Бродский.

«Я не читал,
но осуждаю»
«Я не читал…
но осуждаю…»
«Я  не читал,
но осуждаю!»
Звучит, как приговор
Изгнаннику,
Изгою –
извергнутому
лагерной страною
советов:
без совета,
без завета,
без ответа,
без отчета,
без Отчизны…
Доживать остаток жизни
Узником
своей Свободы.
Обречен,
как обручен…


По силе философско-поэтической мысли Бродский значительно превосходил свою эпоху. Он был подобен князю среди поэтов и гордо шел иноходью на своем Пегасе – впереди планеты всей…

Когда расставлены все точки,
Уйти из плена многоточий
Душа стремится.
Ей куда?
Туда, под облака –
Лететь незримой птицей?
Или в подземно-древние слои,
В глубины матушки-земли?
И снова возродиться?..
И сутью стать,
И соками питать
Деревья, травы и цветы:
В той маргаритке видишь душу ты?
Стать воздухом,
А, может, духом…
И, насыщая кислородом зримый мир,
Дыханьем стать твоим или моим…

С. Гончаренко

11 – 23.05.2013г.
Чита

© Copyright: Светлана Гончаренко, 2013
Свидетельство о публикации №113052401317

Комментариев нет: