пятница, 11 января 2013 г.

Как я работала над первой авторской книгой. Из опыта составителя. С. Гончаренко

Недавно участница моего сообщества в сети "Литературная гостиная Светланы Гончаренко", москвичка, поэтесса и очень интересный человек Натали Ривара спросила меня, как лучше работать над книгой своих стихов. Ее интересовали такие вопросы: "Интересно знать, а стихи про природу - отдельным разделом или перемежать...? И есть ли какие-нибудь рекомендации о разделах книги стихов?". Мой ответ этому прекрасному человеку я и публикую здесь...

Все зависит от общей концепции сборника. Вот приведу пример, как я работала над своей первой книгой. Когда я взялась за свой сборник, то долго решала, что именно и примерно для какого читателя я хочу опубликовать. Пришла к выводу, что мне нужен более-менее классический сборник, включающий лирику и новейшую, и прошлых лет. Не итоговый, конечно, сборник, но охватывающий довольно долгий период творчества. Тематика его определилась сразу - философия отношений. Я долго искала центральное стихотворение, которое определит и название сборника. И когда полностью уверилась, что это будут стихо-е "Миг октября" ("Люблю тебя - /Ты будешь вечно жить, / Миг октября... / Возьми и растранжирь / Все золото у кленов и дубов... и т.д.), написанное по воспоминаниям моего самого счастливого периода в жизни, я поняла что центральная часть сборника будет любовной лирикой разных лет - такая своеобразная диалектика отношений, там не только интимные чувства и отношения, но и, прежде всего, - семейная лирика.


Теперь мне оставалось определить, что будет так сказать обрамлять эту серьезную и, в то же время, весьма хрупкую тему, к которой я отношусь очень бережно и стараюсь никому особо не выпячивать. И решение пришло сразу, поскольку я задумала сборник более философской лирики, ибо это моё любимое занятие - пофилософствовать - я решила начальной главой или правильнее сказать разделом сделать пейзажно-философскую лирику, она наичнается стихотворением "Вглядываясь...":


Вглядываясь в голубизну,

В пушистую лохматость облаков,
Всматриваюсь в глубину,
Освобождаюсь от земных оков... и т.д.

Таким образом, через восприятие образов различной глубины и красочности, через понимание того, что за лирический герой будет с читателем далее откровенничать на самые тайные темы, я представляю свой внутренний мир. Но не напрямую, а косвенно.

А заключительным разделом становится конкретная философская и метафизическая лирика под общим названием "Хрупкость".

Говоря с читателем о любви и разных ее проявлениях в разделе "Миг октября" с конктеретно любовной и романтической лирикой, я подготавливаю почву для восприятия моего мировоззрения и понимания того, что любые отношения имеют последствия, у любого дела есть итог, исход, есть определенные выводы - даже если мы сами порой никаких выводов из разных жизненных обстоятельств не делаем, то жизнь сама за нас эти точки над i расставит и покажет, как хрупки эти отношения, как хрупка она - наша жизнь. И как бережно и трепетно надо относиться к любви и к самой жизни человеческой.


Вот в целом, то, что есть мой авторский сборник "Миг октября". И его целевая аудитория - это люди разных поколений, т.е. книгу можно смело отдать моим друзьям-учителям средней школы для доп.чтения с детьми, начиная с третьего класса. Для этих гавриков у меня много спокойной пейзажной лирики, стихи о матери, о бабушке, об оношениях детей к родителям и т.п. Для ребят постарше, для подростков есть стихи, которые в этом возрасте особенно ценны - это романтическая лирика и лирика, раскрывающая глаза на то, что любовь - это не игрушка, не игра, не способ самовыразиться или самоутвердиться в пространстве. Это серьезная работа души, духа, напряжение всех сил. И итогом этого напряжения явится счастье.


Что касается взрослой публики, то тут им на все вкусы стихи, на все случаи жизни. Сборник построен так, будто это продолжающийся диалог на заданную тему, раскрывающий то одну её грань, то другую. И основным мои желением было сделать это чтение приятным для читающего - умиротворить, растопить в сердце лёд, успокоить от житейских бурь, а местами растревожить память о самом приятном и волнующем, о тех людях, которые прошли через жизнь пунктиром, но оставили в средце такие глубокие следы, что не помнить их не возможно.

Так вот я работала над книгой. Большей частью мне хотелось целостности восприятия тематики.

Конечно, каждый выбирает свои пути к сердцу читателя, но надо помнить, кому потом, в первую очередь, пойдет эта книга. Я много работаю с молодёжью, с детьми, часто с ними встречаюсь, учителя зовут меня в школы, на классные часы, на писательские встречи, на праздники. Дети с удовольствием иллюстрируют мои стихи, учат наизусть по случаю. Потому я понимала, что мне стоит позаботиться о возрастном цензе: 12+ как минимум. И с этической стороны все выдержано в таком ключе.  Но у меня, вообще, нет ничего такого, что нельзя бы ребенку показать. Все мои стихи, почти все, в первую очередь, слушает мой сын.

   
Тематика сборника определяет разделы. Тема должна постепенно разворачиваться перед мысленным взором читающего. Это удобно для восприятия. Если это сборник итоговый, то тогда разделы могут быть циклами или определены временными рамками, например, раннее творчество автора и все последующие периоды. Пейзажная лирика не требует порой отдельного раздела, если она не является некой обособленной темой автора, которую он постепенно раскрывает в течение довольно большого временного периода. Пейзажные зарисовки могут перемежать стихи философские, порой пейзаж будет городским, потому есть смысл эти стихи поместить в городскую лирику в целом, там наряду с ними встанут и стихи социальной, злободневной тематики. И, таким образом, пейзаж будет уравновешивать остросоциальные вопросы.

Если сборник весь состоит из стихов метафизических или просто одной какой-то важной для автора тематики, то нет смысла разбивать его на разделы. Пусть все идет монолитом.


Очень важно, чтобы книгу малоизвестного автора, такого, как я, например, сопровождала литературоведческая статья или отзыв человека либо очень сведущего и компетентного в литературе и поэтике, либо очень известного в данном регионе, с регалиями и званиями. Это не рисовка перед читателем. Это совершенно необходимая мера. Важно достойно представить автора публике и профессиональной аудитории. Эксперт сразу выделит основные черты творчества, покажет основные тематические направления, а в том случае, когда этот человек еще и очень хорошо автора знает, он может немного показать его человеческие качества, если это уместно. Ведь лирика тем и интересна читателям, что она - глубоко линое явление, главный герой поэзии - атвор. И образ автора должен быть достойно раскрыт, как введением, так и поледующим содержанием. Можно сделать некое Послесловие с примечаниями к тем или иным разделам, или биографией автора.


Светлана Гончаренко,

поэт, публицист, журналист,
председатель правления РО РЛК в Чите

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Светлана!
Благодарю ВАС за профессиональный и
очень искренний ответ на сложный вопрос,
возникший у меня.
Мне это очень поможет в работе над моей первой книгой стихов.
С уважением и признательностью
Натали Ривара