Продолжаем знакомиться с метрикой русского стиха. Понятие метра сильно взаимосвязано с понятием размера. Не надо путать, размер вовсе не является ритмом стиха. Но метр и размер и создают в совокупности то неповторимое звучание, мелодику и ритмику каждого отдельного стихотворения. Конечно, накоплено в этой области немало знаний. Но эти правила не должны сковывать поэтов. Если представить стихотворение в виде корабля, то метр и размер - это остов, на котором формируется весь внешний облик и суть постройки. В данной статье говориться о сути стихотворного размера, о том, что такое икты и как они помогают в определении метра и размера стиха, а также о пиррихиях и спондеях, без участия которых стихотворная речь лишилась бы своей динамики и полноты выражения чувств.
Размер
Стихотворный размер - это вовсе не количество слогов в строке. Размер - это количество - стоп в стихе (что такое стопа, см. Введение в стихосложение. Метрика). Существуют 5-, 6-, 7-стопные двусложные размеры (ямбы и хореи) и не более, чем 5-стопные трехсложники (дактили, анапесты, амфибрахии). Трёхсложники больше, чем 5-стопные, крайне редки – строка очень длинная получается – более 15 слогов. Трудно воспринимать такую строку.
Деление стиха на стопы искусственно. Мы их слышим только при скандировании, т. е. при таком мерном чтении, когда на каждый четный слог в ямбе или нечетный в хорее мы ставим сильное ударение, независимо от того, есть оно в слове или нет. Например: «Тяже́-лозво́н-кое́-скака́нье || По по́-трясе́н-ной мо́стово́й». Скандирование, скандовка - лучший способ определения размера стиха.
Теперь принято делить стихи на икты, т. е. на сильные места (сильные слоги), и слабые места (слабые слоги). Ударения стоят на сильных слогах, но не обязательно на всех; только последний икт всегда ударен. Это граница стиха, ударная константа. Слабые слоги за редкими исключениями (сверхсхемными ударениями, об этом речь дальше) безударны. Об этом следует помнить, когда речь пойдет о ритмических окончаниях стихов.
Схема обозначения с такими новшествами тоже усовершенствовалась. Например, стих «Нет, не черкешенка она» обозначали схемой –ᴗ|ᴗ–|ᴗᴗ|ᴗ– (в условленной нами манере обозначения: 10 01 00 01). Неопытному глазу трудно уловить здесь 4-стопный ямб. Но с появлением иктов в общей схеме размера слабый слог обычно обозначают ᴗ, сильный –, знаком ′ обозначают ударение: –́ на сильном слоге, ᴗ́ на слабом слоге. Общая схема 4-стопного ямба получает вид ᴗ–ᴗ–ᴗ–ᴗ–́, а конкретный стих «Нет, не черкешенка она» ᴗ́–ᴗ–́ᴗ–ᴗ–́. Здесь видна и схема размера, и реальное распределение ударений. Подобно этому примеру мы можем проскандировать любой стих и вычислить количество иктов, распределив ударения. Четкость ритмическая зависит от количества ударений в каждом стихе (т.е. стихотворной строке).
Укорачивание или удлиннение четных строк на стопу или на две, в зависимости от эмоциональной наполненности стихотворения, от замысла автора, придает динамизм стиху и потому не является ошибкой.
На самом деле полноударных стихов мало. Иначе поэзия наша была бы невыносимо монотонной. А ведь что такое стихи, как не "мысль, окрашенная чувством". Потому интонационное разнообразие, эмоциональное движение стиха требуют от автора умения использовать такие приемы стихосложения, которые добавляют динамики. Это перрихии и спондеи. Далее речь о них.
Пиррихий
Стихов с пиррихиями больше, чем полноударных. Это объясняется тем, что в русском языке одно ударение приходится в среднем приблизительно на 3 слога. В стопе ямба и хорея два слога. Если пытаться писать сплошь полноударными ямбами или хореями, придется употреблять только короткие слова. Такая речь будет искусственной и сильно ограничит словарь поэта.
Нарушение схемы стиха мы посмотрим на примере первых четырех строк "Евгения Онегина".
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Схема стихов такова:
01 01 01 01 0
01 01 00 01
00 01 01 01 0
Только в первом стихе схема строго выдержана (полноударный 4-стопный ямб). В остальных по три ударения, одно пропущено. В случае пропуска метрического ударения появляется особая вспомогательная стопа из двух безударных слогов — пиррихий (ᴗᴗ или 00), способная замещать стопу как ямба, так и хорея.
Пиррихии, сочетаясь в различных комбинациях с ударными иктами, разнообразят ритм 2-сложников.
В 3-сложниках на 1 сильный слог приходится 2 слабых, поэтому пропуски метрических ударений (трибрахии ᴗᴗᴗ или 000) очень редки. В классической поэзии они встречались только в 1-й стопе дактиля.
Пример:
И пробужденной природы картиной - схема: 000 100 100 10
Не насладился из них ни единый - схема: 000 100 100 10
Трибрахиев в середине стиха классическая поэзия практически не знала. Даже у такого смелого новатора, как Некрасов, специалисты насчитали их всего 15.
Пример: «Имя ей Тарбагатай» схема по иктам: –́ᴗᴗ–ᴗᴗ– ́ или 100 000 1.
У современных поэтов трибрахии встречаются чаще, но все же относительно редки, и каждая такая строка — своеобразный ритмический курсив: «За стака́нчиками купоро́са» и «Расска́льзывающаяся артилле́рия» (Б. Пастернак).
Вот как это в стихотворениях выглядит:
"И невыполотые заносы
На оконный ползут парапет.
За стаканчиками купороса
Ничего не бывало и нет."
На оконный ползут парапет.
За стаканчиками купороса
Ничего не бывало и нет."
(Пастернак, "Зима")
"...Прислушайся к гулу раздолий неезженных,
Прислушайся к бешеной их перебежке.
Прислушайся к бешеной их перебежке.
Расскальзывающаяся артиллерия
Тарелями ластится к отзывам ветра.
К кому присоседиться, верстами меряя..."
К кому присоседиться, верстами меряя..."
(Пастернак "Дурной сон")
Спондей
Нарушение единообразия стоп случается не только, когда одно ударение (метрическое) как бы выпадает из стиха, но и когда появляется лишнее ударение. Такое явление встречается в классической поэзии не часто, а вот в современной поэзии довольно часто (но это уже можно квалифицировать как метричскую ошибку, о таких ошибках речь пойдет в отдельной статье). А вот вполне приемлемое внеметрическое (сверхсхемное) ударение - спондей - добавляет разговорность в стихотворную речь, а также создает напряженность строки, усиливая впечатление от динамики текста. Это очень сильное явление. И его не следует считать ошибкой, как это делают некоторые.
Спондей получил свое название от аналогии с греческой стопой из двух долгих гласных (-- или 11).
Динамика боя, атаки, напряжение - выделены этой выбивающейся из общего ритма строки.
Спондей получил свое название от аналогии с греческой стопой из двух долгих гласных (-- или 11).
Пример:
Шве́д, ру́сский, ко́лет, ру́бит, ре́жет схема: 11 01 01 010
(Пушкин, "Полтава")
Динамика боя, атаки, напряжение - выделены этой выбивающейся из общего ритма строки.
Сверхсхемное ударение, не ломая размера, создает некоторый перебой ритма, выделяя стих из ряда обычных.
Спондей чаще всего стоит в начале стиха, когда ритмическое движение только начинается, а в середине стиха — обычно после паузы или цезуры ( || ).
Пример:
Раз он спал || У невской пристани.
Дни́ лета || Клонились к осени…
Образуются сверхсхемные ударения всегда только односложными словами.
Стих «Брат упросил награду дать» возможен, но стих «Брату просил награду дать» нет, так как размер потребовал бы сдвинуть ударение: «Брату́ просил…». Отсюда и многочисленные ошибки в стихосложении у начинающих авторов.
Когда среди стоп ямба и хорея попадаются пиррихии и спондеи, а среди трехсложников - триблахии, стопы перестают быть однообразными и монотонными. Ритмичность — это повторение подобных величин.
Стопная теория Тредиаковского — Ломоносова была уточнена в XX в. трудами Андрея Белого (поэта и теоретика стиха), Б. В. Томашевского, В. М. Жирмунского и других. Это дало нам богатейший материал, который предстоит осваивать дальше.
Надеюсь, информация была вам полезна. ПОДДЕРЖАТЬ
Надеюсь, информация была вам полезна. ПОДДЕРЖАТЬ
Комментариев нет:
Отправить комментарий